Разработка проекта ПДВ
Проект ПДВ является нормативным документом, целью подготовки которого являются регулирование и контроль вредных выбросов в атмосферный воздух (в учет идут и фоновые загрязнения).
Документ поможет предприятию:
- Определить состав и количественный показатель выбрасываемых вредных веществ;
- Найти способы уменьшения выброса вредных веществ;
- Рассчитать сумму платы за НВОС (негативное воздействие на окружающую среду);
- Дать основания для нормообразующей системы выбросов и указать периодичность их проверки;
- Упростить подготовку годовой отчетности 2-ТП (Воздух)
Помимо вышесказанного, проект ПДВ узаконивает право любого промышленного предприятия на выбросы в пределах установленной нормы и защищает их, в случае проверок надзорных органов, как и проект нормативов образования отходов.
Каким компаниям необходимо заказать разработку проекта ПДВ
Нормативы допустимых выбросов разрабатываются (рассчитываются) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и/или иную деятельность на объектах I, II и III категорий. Для III категории необходимо только в том случае если имеются радиоактивные, высокотоксичные, вещества обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности); Для объектов IV категории нормативы допустимых выбросов не рассчитываются.
Разработка ПДВ является обязательным для всех предприятий и организаций, которые имеют любые источники загрязнения. Данные из проекта используются в программе ПЭК для планирования экологического контроля государства.
Таковыми считаются все объекты, совершающие выбросы в воздух любыми путями. Это могут быть выбросы через дымовые, выхлопные и вентиляционные трубы, клапаны, открытые резервуары, из которых может исходить испарение веществ, объекты для хранения сыпучих товаров или материалов.
Для каждой разновидности источника выбросов устанавливается конкретная экологическая норма. В область действия обязательств входят, как строящиеся, так и реконструируемые, и проектирующиеся объекты с источниками загрязнений и они учитываются при проведении инженерно-экологических изысканий.
Основания для разработки ПДВ
Все требования к наличию, составу, методике расчетов и проектированию тома ПДВ установлены в нормативно-правовых актах, в частности:
- Закон РФ «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 г.
- ФЗ Российской Федерации № 96 «Об охране атмосферного воздуха»;
- Перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (утв. Министерством природных ресурсов и экологии РФ 29 июня 2021 г.).
Документы, которые необходимо предоставить для дальнейшей разработки ПДВ
Для того, чтобы нашим специалистам в полном объеме разработать проект ПДВ, заказчику необходимо предоставить нашей компании:
- Свидетельство о регистрации юридического лица, свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, справка Госкомстата. (коды ОКПО, ОКОГУ, ОКАТО, ОКФС, ОКОПФ, ОКВЭД);
- Сведения о расположении производственных площадок, цехов, офисов и т.д.;
- План-схема предприятия;
- Ситуационный план;
- Договор аренды земельного участка (свидетельство о собственности);
- Подписанные и заполненные титульные листы и заявления для получения разрешения на выброс в атмосферный воздух;
- Сведения о структуре предприятия, режимах работы производственных участков;
- Предыдущий Проект ПДВ и копия Разрешения на выброс (если имеются);
- Данные о будущем развитии производства на ближайшие 5 лет: увеличение / снижение производственных показателей, строительство, реконструкция, перевооружение объекта (согласованная проектная документация на строительство / реконструкцию);
- Описание основных технологических процессов;
- Справка о транспортных средствах, находящихся на балансе предприятия;
- Технические характеристики и актуальные инструментальные исследования эффективности пылегазоочистного оборудования (ПГОУ) (если имеются);
- Паспорта на используемое предприятием топливо (газ, мазут, уголь, кокс);
- Сведения о работе ИЗА (время работы, используемое оборудование, количество, затраченного расходного материала);
Это общий перечень, запрашиваемых нами исходных данных для проектирования. После проведения инвентаризации ИЗА наши инженеры-экологи высылают клиенту подробный опросный лист по выявленным источникам выбросов предприятия.
Этапы разработки ПДВ
Этап 1 — Инвентаризация и аудит
На данном этапе усилиями наших специалистов происходит определение источников загрязнения их технических характеристик, а также количества и параметров загрязняющих веществ, выбрасываемых предприятием заказчика. Нами производятся инструментальные замеры, а также расчеты по существующим методикам РФ. Полнота учета количества выбросов подтверждается самим руководителем предприятия.
Если на предприятии стоит какое-либо воздухоочистительное оборудование, такое как ПГОУ (циклоны, фильтры и др.), а также если у предприятия есть очистные сооружения производительностью более 25 тыс. м3 в сутки, обязательным требованием является проведение инструментальных замеров состава выбросов от этих источников. Расчетный метод принят не будет.
На небольших предприятиях мы осуществляем инвентаризацию источников выбросов входит с учетом стоимости разработки и согласования ПДВ.
На крупных предприятиях, у которых есть очистные сооружения с разработанным проектом НДС, с количеством источников 100 и более, зачастую инвентаризацию проводят отдельно от процесса разработки. Возможно даже силами разных подрядных организаций, так как это серьезная работа, которая может занять месяц и более времени.
Этап 2 — Подготовка проекта ПДВ
- Сбор исходных данных о предприятии, о его производственных площадках, технологическом процессе, аудит данных;
- Взаимодействие с картографическим материалом, определение границ территории предприятия и ближайшего жилья, выполнение расчета рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере на границе жилой застройки, СЗЗ и другой нормируемой территории в УПРЗА (унифицированная программа расчета загрязнения атмосферы);
- После получения фоновой справки, концентрации загрязнителей, полученные в результате расчета рассеивания, накладываются на фон и получается общий показатель вещества. Далее ситуация развивается по разному, в зависимости от того превышает загрязнитель ПДК или нет. Но это уже рабочие моменты, индивидуальные в каждой конкретной ситуации;
- Графическая часть проекта. На этом этапе все расчеты накладываются на предоставленные карты, рисуются зоны рассеивания от каждого источника выбросов;
- Текстовая часть проекта. Здесь мы используем большую часть полученных исходных данных. Описываем предприятие, расположение площадок, источников, описываем технологические процессы, воздействие на ОС и жилье.
Согласование проекта ПДВ:
- На начальном этапе – получение экспертного заключения на соответствие проекта санитарно-гигиеническим нормам.
- После получения экспертизы проект передается вместе с заключением в региональный Роспотребнадзор. На документацию выдается санитарно-эпидемиологическое заключение.
- Проект вместе с экспертным и сан-эпид заключением, а также с заявлением подается в территориальное Управление Росприроднадзора. Там он проходит государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ). Если проект соответствует экологическим нормам, Росприроднадзор подтверждает этот факт приказом об утверждении.
- Когда объект хозяйственной деятельности относится к федеральному уровню экологического надзора, то утвержденный проект вместе с таблицами нормативов ПДВ, заявлением и уплаченной государственной пошлиной подается вновь в Росприроднадзор для получения разрешения на выброс загрязняющих веществ.
- Если объект относится к региональному уровню, документы подаются в местный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере охраны окружающей среды.
После утверждения проекта ПДВ, необходимо получить разрешение на выбросы получить в Росприроднадзоре, если оно входит в список объектов федерального экологического контроля либо в местном органе исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Во втором случае сотрудники местного комитета или министерства могут выдвинуть свои замечания к проекту ПДВ, который подается им для получения организацией разрешения на выбросы. Т.е. это два связанных документа: утвержденный проект ПДВ и нормативы выбросов.
Ответственность за отсутствие ПДВ
Промышленные и иные предприятия, которые не разработали своевременно проект ПДВ, облагаются платежом в двадцати пяти кратном размере с пересчетом на максимально ставку!
В случае отсутствия действующего разрешения на выброс для наложения санкций применяется статья 8.21. КоАП от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
Как правило, штраф налагается и на должностное лицо и на юридическое лицо одновременно. Нужно принять к сведению, что уплата штрафа не освобождает от обязанности наличия согласованного ПДВ.
Мы ответственно помогаем предприятиям решить все необходимые задачи по охране окружающей среды с индивидуальным подходом наших специалистов.
Звоните в нашу компанию, мы обязательно вам поможем!